Издатели просят «снять мораторий» на повышение отпускных цен на свою продукцию, следует из текста письма. Конечная стоимость печатных изданий для потребителей в почтовых отделениях складывается из отпускной цены, которую устанавливает издатель, наценки дистрибутора и розничной наценки самой «Почты России», пояснил Иванов. Корректировки первых двух составляющих – отпускной цены и наценки дистрибутора – должны быть подтверждены «Почтой России», однако с весны 2024 г. компания отказывается рассматривать предложения по повышению цен со стороны издателей и дистрибуторов, рассказал он.
В частности, в сентябре «Почта России» не подтвердила рост отпускных цен на ряд изданий ИД «Иванов Монамс медиа» («Советы оракула», «Дачный сезон», «Все загадки мира» и др.) – в среднем на 5–12% к апрелю 2024 г., отметил Иванов. ИД «Провинция» также направлял в «Почту России» заявление о повышении цен – в среднем на 15% к 2023 г., но получил отказ, говорит его гендиректор Валерий Бурцев. С аналогичной проблемой столкнулся и «Шкулев медиа холдинг», рассказал его корпоративный директор по распространению Алексей Абросимов: в «Почте России», по словам топ-менеджера, не приняли увеличения отпускных цен на ряд изданий холдинга в отдельных регионах на 2–8% относительно текущих. Повышения отпускных цен на ассортимент, по крайней мере точечные, по словам Бурцева, необходимы на фоне роста стоимости бумаги, расходных материалов, услуг типографий, логистики и индексации фонда оплаты труда. Рост совокупных затрат у ИД «Провинция» в 2024 г. к 2023 г. составил около 15%, оценивает Бурцев. В «Шкулев медиа холдинге» увеличение своих затрат на производство и печать оценили в 35%, а на логистику – в 10%. В «Иванов Монамс медиа» говорят, что подорожание логистических услуг достигло 50%. Абсолютных цифр они не назвали.
В то же время сама «Почта России» в 2024 г. существенно повысила розничную наценку на продукцию издателей, указано в письме. Компания увеличила показатели по своей марже от продаж популярных категорий печатных изданий и пропорционально свою наценку в среднем на 20–50%, следует из данных СППИ ГИПП. Например, целевая маржа на развлекательные издания в августе 2024 г. выросла на 25 п. п. до 63%, на кроссворды – на 23 п. п. до 63%, на издания о саде и огороде – на 15 п. п. до 53% и т. д., отмечают там же. Как итог, в среднем розничные цены на прессу в отделениях «Почты России» в зависимости от региона сейчас на 30–70% выше, чем в других каналах распространения (ритейл, киоски), отметил Иванов. Если в большинстве торговых сетей цена на телегид «Антенна-Телесемь» в среднем составляет 44 руб., то в почтовых отделениях она больше на 39% и достигает 61 руб., добавил Абросимов.
На фоне роста розничных цен в «Почте России» издатели фиксируют падение продаж своей продукции. В среднем по рынку в январе – сентябре 2024 г. оно составило 10–30% в количестве реализованных экземпляров к тому же периоду 2023 г. в зависимости от региона, оценил гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков. Данные по ИД он не привел. У ИД «Иванов Монамс медиа» в первом полугодии снижение составило 17% в реализованных тиражах и 7% в деньгах, а у «Шкулев медиа холдинга» в отдельных городах достигло 20% в реализованных тиражах. Абсолютные показатели в указанных компаниях не привели. Поэтому, по мнению издателей, розничную наценку «Почты России» необходимо снизить, следует из письма издателей Волкову. По оценке Иванова, минимум на треть.
В 2023 г. доходы издателей прессы от ее реализации в розницу составили 19,7 млрд руб., следует из оценки СППИ ГИПП. В среднем на продажи в отделениях «Почты России», по данным союза, приходилось 15% доходов издателей от розницы. У ИД «Иванов Монамс медиа» этот показатель не превышал 6%, отметил Иванов. У ИД «Аргументы и факты» доля продаж в отделениях «Почты России» от всех доходов от розницы составляет около 20%, рассказал Новиков. У ИД «Провинция», по словам Бурцева, доля тиража розницы, реализуемая в отделениях «Почты России», составила за указанный период около 45%. Абсолютные цифры собеседники не назвали. В ИД «Шкулев медиа холдинг» свои показатели не раскрыли. В ИД «Комсомольская правда» отказались от комментариев.
Рентабельность поставок тиражей в отделения «Почты России» для издателей и дистрибуторов постоянно снижается, что может привести к «необратимому разрушению системы продаж периодических печатных изданий» в «Почте России», также отмечается в письме Волкову: «Это недопустимо как с экономической, так и с общественно-политической точки зрения. Особенно с учетом текущей ситуации, когда пресса является значимым и одним из наиболее ответственных участников формирования информационной среды в стране».
«Почта России» проводит глубокий анализ внутренних бизнес-процессов в целях повышения операционной эффективности, который «затрагивает и розничный сегмент, в том числе реализацию бумажной периодики», пояснил «Ведомостям» представитель компании. Количество продаваемых экземпляров печатной прессы, в том числе в отделениях «Почты России», действительно сокращается и одна из причин – «переход потребителей в онлайн», отметил он. Ключевая проблема – рост возвратного потока невостребованных газет и журналов, что, в свою очередь, ведет «к дополнительным расходам «Почты России» в размере нескольких сотен миллионов рублей ежегодно», добавил представитель компании. Сейчас, рассказал он, прорабатываются варианты тестирования изменений «оптимального ассортимента и политики ценообразования в данной категории товаров».
Если продажи в отделениях «Почты России» станут для издателей нерентабельными, в ИД «Иванов Монамс медиа» и ИД «Провинция» готовы прекратить отгрузки тиражей в этот канал дистрибуции, говорят Иванов и Бурцев. При таком же условии поставки изданий «Шкулев медиа холдинга» в отделения «Почты России» могут быть приостановлены как минимум «в трех крупных городах», резюмировал Абросимов.
Падение продаж и рост возвратов нереализованной продукции в отделениях «Почты России», по всей видимости, будут продолжаться, и основная его причина на текущий момент – увеличение розничной наценки на периодические издания в сети, считает Новиков.
15.10.2024