Ваша корзина

Пока что Ваша корзина пуста
Всего товаров: 0
На сумму: 0

Авторизация

Алексей Иванов: Оздоровление рынка

«Согласно данным Российской книжной палаты, на газетном рынке России продолжается сокращение количества печатных газет и журналов. Однако я не вижу в этом ничего страшного. Считаю, что, возможно, это ведет к некоему оздоровлению рынка. Хотя эти показатели выглядят немного удручающими, но при этом уменьшение количества газет и журналов абсолютно не коррелируется с уменьшением тиражей. То есть, конечно, тиражи тоже снижаются, но совсем не в такой динамике.

Позитивный момент: только за 2024 год зарегистрировано 3 тысячи электронных периодических изданий, часть которых представляет собой цифровые версии печатных СМИ. Это говорит о том, что в отрасли происходит не слом, а абсолютно органичное развитие издательской индустрии.

Если делить газеты и журналы по территориальному распространению, то здесь за год особых изменений не наблюдается. Районные и городские газеты занимают 60,5% рынка. Среди журналов более половины (58,1%) рынка приходится на федеральные издания. Еще раз отмечу: речь не о тиражах, а о территориальном распространении. Так, 4,1% – это всероссийские (общенациональные) газеты («Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и др.), на долю которых приходится основная часть продаж.

Продолжается сокращение числа киосков. Если в 2004 году их количество составляло 42 тысячи, то в 2021 году – 14,9 тысячи, в 2022 году – 14,3 тысячи, в 2023 году – 13,2 тысячи, в 2024 году – 11,6 тысячи. В нашей работе по сохранению одного из основных каналов распространения печатных СМИ нам очень помогло письмо за подписью Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Шадаева, которое было направлено в сентябре всем главам субъектов РФ.

В июле Правительство Российской Федерации установило норматив минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции. Это очень важно, потому что туда вошли не только киоски, но и супермаркеты, и отделения Почты России. Нужно поблагодарить коллег из Минпромторга России, которые с пониманием отнеслись к этому вопросу и поработали в ручном режиме с торговыми сетями. В этом году при посредничестве Минцифры на площадке Минпромторга ведущие издатели встречались с крупнейшими сетями ритейла. Первый разговор у нас был, может быть, не самым дружественным, но потом мы смогли это все перевести в плоскость созидания. Нам удалось остановить вывод категории прессы из супермаркетов. Более того, в большом количестве регионов идет разговор об увеличении присутствия прессы в супермаркетах.

В целом, рекламный рынок в России растет. Это очень хорошо, потому что издательский бизнес, присутствующий в том числе в этом пространстве, тоже показал рост. Причем понятно, что сами печатные издания, я бы сказал, стабильны. Но в исследовании стали мерить и диджитал-проекты издателей, и благодаря АКАР и ее открытости в этом вопросе сегмент «Издательский бизнес» в первом полугодии 2024 года показал рост относительно первого полугодия 2023 года на 13%. Подчеркну: это не наши какие-то измышления и цифры. Это абсолютно независимое исследование, что делает его для нас крайне ценным.

Продолжает расти аудитория печатных СМИ. Напомню, что в 2023 году компания Mediascope расширила географию измерений этой аудитории: в исследование были включены читатели из малых городов с населением менее 100 тысяч человек. С гордостью могу сказать, что на сегодняшний день общая аудитория печатной прессы превышает 30,5 млн человек. И, если вдуматься, это всего лишь 60 изданий, которые участвуют в измерении! Это говорит о том, что страна у нас до сих пор читает прессу.

Что касается полиграфии, то здесь по-прежнему большое количество проблем, связанных и с бумагой, и с расходными материалами, и с комплектующими. Очень остро стоит кадровый вопрос. По данным Росстата, в апреле 2024 года российские типографии оказали услуг на 26,9 млрд рублей, что на 12,6% больше, чем в апреле 2023 года. Но, конечно, тут надо разбираться, что здесь – доходы от упаковки, а что – просто инфляционная составляющая.

В 2024 году печатные СМИ получили субсидии в размере 500,5 млн рублей на реализацию социально значимых проектов по приоритетным направлениям государственной политики: патриотическое и духовно-нравственное воспитание, поддержка семей с детьми и здоровый образ жизни, укрепление межнационального единства, внутренний туризм и др. 62,8 млн рублей были направлены на выпуск периодики для инвалидов и инвалидов по зрению. Для многих издателей эти средства критически важны. Это бесценная помощь, которую оказывает отрасли Минцифры России, и я очень надеюсь, что и в будущем поддержка издателей сохранится на том же уровне».

Александр Никитушин

10.12.2024