Россия является почти единственной развитой страной мира, где отсутствует господдержка подписки на журналы и газеты.
Субсидии ФГУП «Почта России» для компенсации убытков, возникающих при подписке и доставке изданий подписчикам, появились в 2008 г. Ежегодно почта получала на эти цели около 3-3,5 млрд руб. Однако со второго полугодия 2014 г. субсидирование подписных тиражей прекратилось, в результате «Почта России» подняла почтовые тарифы.
С ведением в 2008 г. субсидирования доставки подписных тиражей доля подписки в общих тиражах стала расти с 27% в 2007 г. до 36% в 2013 г. С отменой субсидирования, и как следствия роста почтовых тарифов подписные тиражи начали стремительно снижаться: в 2014 г. доля подписки составила уже 34% в общих тиражах, в 2015 г. снизилась еще на 1% и составила 33%.
По мнению участников рынка печатных СМИ, основная причина стремительного падения объёмов подписки в том, что цены на подписные издания превысили уровень психологической приемлемости для большинства подписчиков — физических лиц, и люди стали массово отказываться от подписки на газеты и журналы или сокращать её.
Благодаря усилиям Общероссийского народного фронта, Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы в 2015 г. была запущена государственная программа поддержки региональных изданий. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выделяет гранты региональным изданиям на поддержку социально значимых проектов. Всего же в 2015 г. на эту программу было выделено 270 млн. руб. Но данная программа в силу своего небольшого масштаба не может оказать существенного влияния на динамику рынка подписки в целом.
Подписка в России проводится полугодиями. Существуют разные методики определения динамики подписных тиражей. Можно считать динамику по отношению к прошлому периоду. Однако надо иметь ввиду, что на подписном рынке имеется сезонная динамика: всегда первое подписное полугодие по количеству подписных абонементов больше, чем второе. Подписные тиражи распределяются в среднем так: 60-65% — первое полугодие, и 35-40% — второе. Поэтому практикуется на рынке и другая методика подсчета тиражей: сравниваются равноценные периоды, первое полугодие с первым, и второе полугодие со вторым.
Суммарное падение подписных тиражей за период отмены субсидий «Почте Россия» (соотношение первого полугодия 2016 г. к первому полугодию 2014 г.) составляет почти 27%. Согласно первой методики (по отношению ко второму полугодию 2015 г.) подписные тиражи в первом полугодии 2016 г. выросли на 4,5%; согласно второй методике (по отношению к первому полугодию 2015 г.) — сократились на 6%.
Динамика подписных тиражей из год в год отрицательная, но благодаря усилиям медиасообщества и «Почты Россия» стремительное сокращение по 20-22% в полугодие удалось остановить на уровне 6-7%.
Работа, направленная на сохранение подписных тиражей, велась как издательствами, которые сдерживали рост цен за счет внутренних резервов, так и подписными агентствами, путем проведения рекламных акций и предоставления скидок издательствам и подписчикам, а также «Почтой России»: по данным почты, в 2015 г. ей было предоставлено скидок на подписку на сумму около 1 млрд. руб.
«Почта России» предоставляет скидку социально значимым изданиям в размере 15%. На первое полугодие 2016 г. в список было включено 545 изданий; на второе полугодие 2016 г. список будет расширен. В категорию социально значимых по критериям Минкомсвязи отнесены детско-юношеские, научно-популярные, духовно-просветительские, патриотические и литературно-художественные издания.
Также «Почта России» предоставляет скидки на доставку отдельным категориям СМИ таким как:
— местные СМИ (все без исключения, независимо от тиража);
— региональные издания с тиражом свыше 5 тыс. экз.;
— федеральные издания с тиражом свыше 220 тыс. экз.
Размер скидок в 2015 г. был от 17% до 25%, на второе полугодие 2016 г. планируется скидка 15%.
Также предоставляется скидки подписчикам во время проведения Декад подписки и постоянно отдельным категориям подписчиков — ветеранам, участникам ВОВ, инвалидам I и II группы.
Отдельно необходимо остановиться на категории социально значимых СМИ. Согласно критериям Экспертного совета Минкомсвязи России, к социально значимым СМИ отнесены газеты и журналы, существующие на медиарынке не менее пяти лет, не нарушающие требований законодательства РФ о СМИ, а также СМИ, популярные у населения, освещающие проблемы людей с ограниченными возможностями, вопросы национальной и религиозной толерантности и борьбы с экстремизмом. Эти СМИ реализуют проекты, ориентированные на детскую и подростковую аудиторию. Они направлены на патриотическое воспитание, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганду здорового образа жизни. Согласно поданным и обработанным заявкам сегодня это 1% изданий от общего количества зарегистрированных в России.
Другие эксперты рынка говорят, что к социально значимым нужно отнести еще и традиционные СМИ, т.е. ежедневные и еженедельные общественно-политические, информационные издания такие как «Комсомольская правда», «Российская газета», «Аргументы и Факты», «Московский комсомолец» и др., а также региональные государственные СМИ, которые принадлежат региональным властям. К ним можно отнести около 15-20% всех периодических изданий.
Однако еще и другая часть печатных СМИ, значительная бОльшая по объему (около 80%). Это издания культурной и просветительской направленности (научно-популярные, детские, кулинарные, автомобильные и другие). Они такой же культурный феномен, как и книга, которую сегодня массово поддерживают. Все эти издания имеют социальную направленность, формируя духовные и культурные ценности. Поэтому в корне неправильно определенные группы периодических изданий считать социально значимыми и только им оказывать государственную помощь. Такой практики не существует в книгоиздательской отрасли, несмотря на то, что книги несут разную информацию. На наш взгляд, всем печатным СМИ, за исключением изданий эротического и рекламного характера, необходимо оказывать государственную поддержку.
Для возрождения и развития подписки на печатную прессу в стране в первую очередь следовало бы вернуться к вопросу о восстановлении государственного субсидирования института подписки. И хотя зачастую система субсидирования прессы подвергалась критике, это не повод от нее отказываться, а повод совершенствовать механизмы оказания помощи. На наш взгляд, помощь должна оказываться не «Почте Россия», не издательствам, а подписчикам. Один из возможных вариантов — введение системы льготных подписных сертификатов.
Теперь о позитивном. Несмотря на то, что подписные тиражи в целом имеют отрицательную динамику, ряду издательских домов по своим лучшим изданиям удалось нарастить подписные тиражи в первом полугодии 2016 г. за счет работы с контентом и проведения рекламных акций, направленных на подписчиков. В настоящее время как никогда важно понимать своего подписчика, его потребности и ожидания. Аудитория издания меняется — старые подписчики уходят в силу возраста или ограниченности дохода. Необходимо их заменять на новое поколение, у которого другие взгляды, жизненная позиция и увлечения. Успех ждет тех издателей, которые сумели освоить данную аудиторию.
Лучшие издательства по итогам подписки на первое полугодие 2016 г.:
Федеральные издательства
Региональные издательства
Я уже говорил, что «Почта России» активно работает в направлении поддержки подписных тиражей с издателями и подписчиками. Почтой также проводятся мероприятия, направленные на стимулирование работы по подписке среди сотрудников собственной службы. Безусловно, в деле подписки надо отдать должное руководству «Почты России», которое проводит большую работу по мотивации сотрудников отделений связи по направлению наращивания подписных тиражей.
Отдельные УФПС «Почты России» достигли в этом направлении хороших результатов, заслуживающих наград и поощрений:
Ассоциация распространителей печатной продукции сформировала свои предложения, которые необходимо реализовать вместе с государственными институтами власти с целью укрепления института подписки в России:
• Разработать механизм предоставления субсидий на подписку для печатной прессы – льготные подписные сертификаты.
• Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), как и на печатную продукцию (прессу и книги) в розницу.
• Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли.
• Проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли
• Предоставить льготы на подписку для новых издательских проектов (первый год издания).
16.03.2016