— Ситуация на подписном рынке России, так же как и на розничном, неутешительная. Несмотря на некоторые положительные результаты проведенных в 2015 году Декад подписки, если сравнивать цифры 2015-го к 2014 году, то в экземплярах подписка за год упала примерно на 20%. Согласно методике Минкомсвязи РФ, которое сравнивает итоги второго и первого полугодий 2015 года, количество подписок сократилось на 9,5%. Выходит, как не посчитай — а большее или меньшее падение налицо…
Тем не менее, подписка на печатную прессу до сих пор остается одним из важнейших коммуникационных каналов власти с населением страны, ведь большинство читателей подписной прессы живет регионах, причем порой удаленных. В связи с этим и Минкомсвязи, и «Почта России» продолжают активно поддерживать институт подписки. Одной из форм такой поддержки являются Декады подписки. Уже не первое полугодие данная акция позволяет привлечь дополнительное число подписчиков. Если по итогам осенней декады конца 2014 года было оформлено 1 млн. 600 тыс. подписок, то по итогам осенней декады конца 2015-го — 2 млн. 260 тыс.
Конечно, подобные цифры обнадеживают. Однако общая ситуация на рынке требует внимания и усилий от всех участников подписного процесса, в первую очередь — от издателей. Например, согласно технологии проведения Декады подписки, скидку в этот период предоставляют и «Почта России», и издательство. Однако из 500 издателей, принимавших участие в последней декаде, 76% дали скидку в размере всего 1-9% от своей части подписной цены, то есть, от 30-40%, что очень мало. Скидку более 15% дали меньше 6% издателей… Между тем, размер скидки оказывает порой решающее влияние на подписчика. Наибольшее количество подписок собрали те издательские дома, которые дали со своей стороны рекордные 34-35% скидки — «Ситим Медиа Групп» (Якутия) и «Юнилайн» (Смоленск).
С целью поддержки института подписки в 2014 году при Минкомсвязи РФ был сформирован Экспертный совет по региональным печатным СМИ. Параллельно, в рамках Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы велась большая работа с социально ориентированными изданиями. Были созданы профильные рабочие группы, на которых обсуждались наиболее актуальные для данного вида СМИ вопросы, в первую очередь — в области подписки. Проведенная в рамках альянса подготовительная работа позволила нам оперативно и полно предоставить в Экспертный совет данные по изданиям детско-юношеской и научно-популярной тематик, которые впоследствии были рекомендованы для получения скидки 15% от «Почты России». В список вошло около 2 тыс. изданий (включая более 150 детских), и каждое из них получит 15-процентную скидку. Причем, если СМИ имеет прочие скидки, то они не аннулируются, а наоборот — суммируются с новой. Таким образом, в Декады подписки итоговая скидка может достигать тридцать и более процентов.
Однако для успешного проведения Декады подписки одних скидок мало. Огромное значение имеет активность самого издателя. Акции, конкурсы, cross-promotion и прочие промо-мероприятия привлекают потенциальную аудиторию, побуждая подписаться на любимые издания. Со своей стороны Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы и Ассоциация распространителей печатной продукции в 2016 году планируют провести ряд обучающих мероприятий, главная цель которых — обмен опытом и анализ наиболее успешных практик, направленных на привлечение подписчиков и повышение подписного тиража.
Несмотря на существующие на рынке негативные прогнозы, я не думаю, что ситуация настолько критична, как некоторые пытаются ее преподнести. Конечно, последствия кризиса мы все ощущаем, однако негативный тренд в подписке явно замедлился.
— Во-первых, я хотел бы пояснить цифры, которые привел Вячеслав Керов. Говоря о падении подписных тиражей на 20%, он приводил данные опроса, организованного Альянсом в поддержку института подписки на газеты и журналы. Официальные данные «Почты России» — снижение на 8,2%. Этот показатель основан на сравнении всех подписных тиражей Российской Федерации по итогам второго полугодия 2015 года в сравнении со вторым полугодием 2015-го. Это значительно меньше темпов падения потребительского спроса в РФ на другие товары, такие как бытовая техника и электроника, одежда и обувь, автомобили (около -40%) и сопоставимо с падением спроса на продукты питания. При этом нужно указать: некоторые регионы и отдельные издательские дома, несмотря на общий тренд, демонстрировали рост. Данные Минкомсвязи и «Почты России» — это не субъективная оценка, а общая оценка рынка.
Продолжая тему проведения Декад подписки, отмечу: действительно, те издательские дома, которые в рамках данных акций предоставляют хорошие скидки, в результате и получают наибольшие итоговые показатели. Однако результаты все равно находятся в прямой зависимости от активности самих издательских домов.
Отмечу, что в целом четыре Всероссийские декады подписки, проведенные «Почтой России» совместно с издателями в 2015 году, принесли более 8,5 млн дополнительных подписок. Последняя в 2015 году декада стала рекордной — за 10 дней было оформлено более 3,3 млн подписок на периодические издания, что на 50% больше, чем в осеннюю декаду 2015 года и на 37% — чем в декабрьскую декаду 2014 года.
В эту подписную кампанию мы впервые за последние годы отмечаем рост подписных тиражей. Это во многом результат совместной работы «Почты России» с местными СМИ, издателями и представителями власти. В эту подписную кампанию издания также поддержали звезды шоу-бизнеса и другие известные люди, которые на личном примере доказали важность подписки на газеты и журналы. Более того во многих регионах мы провели благотворительные мероприятия, в ходе которых каждый желающий мог оформить подписку в адрес детских домов, домов престарелых и других учреждений.
В целом в 2015 году на поддержку подписных кампаний «Почта России» направила более 1 млрд рублей. В текущую подписную кампанию мы заморозили почтовые тарифы на магистральную перевозку, сортировку печатной продукции и доставку изданий до подписчиков, сохранили все скидки для населения и издателей. С апреля заработало наше собственное подписное агентство, а с середины декабря запущена бета-версия сайта онлайн-подписки для населения.
— Декада подписки — прекрасный маркетинговый ход, однако лишь его для возрождения института подписки мало. Процесс оформления подписки необходимо сделать таким же импульсным как и розничные продажи. Направленные на достижение этой цели эксперименты уже проводились, в том числе и почтой: в местах наибольшего трафика, например в торговых центрах, устанавливались специальные подписные пункты. Люди, приходя в супермаркет за покупками, могли оформить подписку. Идея прекрасная. Однако большинству издателей, если реализовывать ее в одиночку, она не по карману. Поэтому подобные выездные пункты подписки можно было бы организовывать совместно «Почтой России» и группой издательств.
В 2015 году на заседании Комитета АРПП по инновациям не раз приводились и другие примеры уникального западного опыта в сфере подписки, в том числе — по «последней миле». Например, оказывается, что в некоторых небольших городках Америки местные жители сами выбирают себе почтальона из числа соседей, для чего с определенной периодичностью проводят соответствующий конкурс. Выигрывает тот, кто готов разносить по этому маленькому кондоминиуму почту и подписку за наименьшие деньги, замещая таким образом почтальона. Конечно, для России данный опыт не совсем подходит, однако он демонстрирует новые возможности. Нашему рынку также необходимо искать пути оптимизации. Формат, в котором доставляется пресса сейчас, очень дорог и малоэффективен.
Сегодня мы должны не радоваться тому, что подписка упала не на 20%, а на восемь-девять, а искать способы переломить негативную тенденцию. Не обсуждать скорость падения, а искать источники роста.
— Говоря о перспективах рынка, я хотел бы отвлечься от статистики и вопросов организации Декад подписки, и рассмотреть ситуацию в несколько ином ключе. На сегодняшний день «Почта России» — это более 40 тыс. отделений почтовой связи. Хотим мы этого или нет, но это — монополия, появляющаяся вне зависимости от желания почты. Она образуется сама собой, естественным путем. Кроме того, почтой запущено и собственное подписное агентство. В целом картина получается такова: на фоне тенденции к возникновению монополии в сегменте распространения прессы, сама почта готовится к акционированию. Более того, согласно недавнему заявлению главы Росимущества Ольги Дергуновой, она уже полностью к нему готова. И не исключено, что в дальнейшем это предприятие будет продано. В чьи руки оно попадет — большой вопрос. С точки зрения стратегии выходит, что сначала на рынке создается монополия, а потом государство рискует потерять рычаги влияния на нее, и значит не сможет регулировать размер скидок и тарифов, да и вообще осуществлять любое госрегулирование. Что будет дальше с институтом подписки и распространения прессы? Вот вопрос, над которым необходимо нам всем задуматься уже сегодня.
07.12.2015