Ваша корзина

Пока что Ваша корзина пуста
Всего товаров: 0
На сумму: 0

Авторизация

ГИПП: оценка текущей ситуации и перспектив развития печати в России

28 сентября в конференц-зале «Российской газеты» состоялась отраслевая конференция, организованная ГИПП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Национального координационного совета прессы.

Тема конференции «Российский рынок печатных СМИ. Оценка текущей ситуации и перспективы развития» включила в себя основные вопросы, волнующие сегодня отрасль. Докладчики осветили ситуацию на рынке периодических печатных изданий, его рекламную составляющую и сферу распространения. Основательным был и подход к полиграфии, в частности речь шла о рынке российской и импортной бумаги.

Традиционно заседание открыла исполнительный директор гильдии Марина Давыдова, которая подвела предварительные итоги 2011 года, основываясь на результатах мониторинга ГИПП «Оценка текущей ситуации и перспектив развития рынка печатных СМИ» за период с декабрь 2010 г. по сентябрь 2011-го. Данный мониторинг был подготовлен путем опроса участников рынка.

Исполнительный директор ГИПП отметила, что по данным Роскомнадзора в 2010 г. было зарегистрировано и/или перерегистрировано 9 816 СМИ, из них новых СМИ зарегистрировано 6902: 4 410 – печатных, 2 337 – электронных и 155 – информационные агентства. В свою очередь, было отмечено, что региональные СМИ регистрировались в 2010 году более чем в два раза чаще, чем общероссийские. По состоянию на 31 декабря общее количество зарегистрированных СМИ составляло 90 527, из которых 67 729 – печатные издания,21 234 – электронные СМИ и 1 564 – информационные агентства. В первом же полугодии 2011 года новых СМИ зарегистрировано — 3 251, перерегистрировано — 961, внесено в реестр СМИ — 5 587, аннулировано — 2 478 СМИ.

Таким образом, по словам Давыдовой, по состоянию на 30 июня 2011 года общее количество зарегистрированных СМИ составляло 90 011 наименований.

Было отмечено, что ситуация на рынке печатных СМИ в России в настоящий момент стабилизировалась и «приобрела положительную окраску». Отмечается рост рекламного рынка, объемов и полосности печатных изданий, переход ряда из них (после снижения пошлин) на российское полиграфическое исполнение. Зафиксирован рост расходов на разработку и развитие новых продуктов, в т.ч. для iPhone и iPad. В целом же по рынку, по словам Давыдовой, на рынке наблюдается устойчивая тенденция к росту расходов, в том числе и на маркетинг.

Не обошлось и без негативных тенденций. Так, на российском рынке очевиден плавный рост цен на прессу (~ 8-10%). Одновременно с этим, по словам Давыдовой, доля прессы в оборотах розницы сокращается. Не улучшаются дела и в сегменте подписки, что ведет к сокращению совокупного подписного тиража. Нельзя оставить незамеченными и рост тарифов ГЦ МПП, а также стоимости печати.

Марина Давыдова заметила, что в отдельных регионах страны существует проблемы с работой (в том числе размещением) розничных точек продаж прессы. Наиболее громким в текущем году событием стали участившиеся в столице и регионах случаи закрытия или сокращения количества точек распространения, что повлекло за собой увеличение расходов на распространение и снижение тиражей в ряде сегментов прессы.

Александр Оськин, председатель правления АРПП продолжил тему распространения печатных СМИ в стране и обозначил ключевые проблемы рынка, предложив бескомпромиссные пути их разрешения. «Во всем мире падает печатка, но во всем цивилизованном мире есть господдержка печатной прессы в новых условиях! Есть налоговые льготы даже для СМИ в Интернете. Есть целевое финансирование — например, во Франции бесплатная подписка на газеты для молодежи, в Германии для школьников бесплатна подписка на журналы, в Голландии бесплатна подписка на B2B -издания для студентов в период обучения. В той же Франции киоски прессы получают прямые госдотации в размерах до 4 тыс.евро на объект. Во всем мире понимают проблему падения интереса к чтению. Но этого совершенно не замечает российская власть. И если не стимулировать интерес к чтению и не поддерживать печать, это может привести к гибели цивилизации! В России в тяжелейшем положении находится отрасль распространения прессы. Ситуация здесь ухудшается с каждым днем. У нас выходит так: Правительство Москвы само по себе, а Управы города — сами по себе. Недавно Управы потребовали до 1 октября с.г. подписать договоры, обязывающие всю отрасль распространения в Москве поменять киоски прессы в срок до начала лета 2012 года. Стоимость подобной замены — 1 млрд. 400 млн. рублей. У распространителей таких денег просто нет!»

Сторону издателей первым на конференции представил Антон Капаев, исполнительный директор ИД «Аргументы и Факты». Он представил обзор текущей ситуации на газетном рынке страны, отметив очевидный рост аудитории: «Как бы не “хоронили” печатные СМИ, мы наблюдаем противоположную динамику и, как не странно, особенно по приросту аудитории. Очень хорошо растет сегмент телегидов, в том числе и газетных. Этот рынок, по нашему мнению, еще не насыщен, особенно если ориентироваться на европейский рынок в данном сегменте, где он представлен гораздо большим числом изданий. Деловые журналы и развлекательные издания (кроссворды) так же демонстрируют рост аудитории. За последний год аудитория еженедельников выросла и в целом. Это происходит из-за того, что издатели начали “подкупать ”своего читателя разного рода коллекциями. Это сильно “подстегивает” тиражи и влияет на дальнейшие продажи газет. Подобными инструментами активно пользуются “Комсомольская правда”, “АиФ” и “МК”».

Возвращаясь к теме прогнозов “смерти” газет Капаев отметил: «Общественно-политические газеты читают в поисках разных оценок события, экспертного мнения и возможных выводов, которые можно оценить и сформировать свое отношение к событию. Поэтому общественно-политическая пресса нужна читателям, и они от нее не откажутся, пока она удовлетворяют их потребность в экспертной, аналитической подаче события». По мнению спикера, переход на новые носители не страшен для газет, главное сохранять имеющуюся аудиторию и привлекать новые группы аудитории.

Ёмко раскрыл тему бесплатных изданий генеральный директор и шеф-редактор газеты Metro Борис Коношенко : «Бесплатные издания широко представлены во всех сегментах рынка. Казалось бы, чего проще – за счет бесплатного распространения охватить огромную аудиторию, а потом этот актив монетизировать. Однако в реальности ситуация не такая простая: Лидерами по размеру аудитории номера в Москве, Петербурге, Новосибирске и многих других городах являются платные, а не бесплатные издании, а лидерами по рекламе часто являются платные телегиды. Модель бесплатного издания оказывается очень затратной, трудной и рискованной в реализации».

«Если говорить о рынке рекламы в регионах в 2010 г., не беря в расчет журнальный сегмент, а рассматривая только газеты и бесплатные издания, то на федеральную рекламу приходилось 43,6%, а на региональную только 18,7%. Достаточно ли на региональных рынках рекламных денег, чтобы окупить проект бесплатной массовой ежедневной газеты? Ответ очевиден…», — подытожил мысль Коношенко.

Гендиректор Metro представил собравшимся глубинный анализ ситуации сегмента бесплатных изданий в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Перми, Челябинске, Нижнем Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Омске, Волгограде и Краснодаре, приведя сравнительные характеристики тиражей и аудиторий, как бесплатных изданий, так и наиболее популярных платных. Он отметил, что будущее – за сетевыми бесплатными изданиями. В будущем вероятно появление сетей массовых бесплатных изданий, охватывающих Москву и регионы, и рост сетей нишевых изданий. Массовые рекламные издания, по словам спикера, постепенно уходят с рынка, или же трансформируются в бесплатные СМИ с журналистским контентом (например, «Ва-банк», «Экстра»).

О журнальном рынке собравшимся рассказал Георгий Микаберидзе, корпоративный директор по исследованиям ИД «HFS/ИМГ», обозначив некоторые тенденции развития сегмента. «В первой половине 2011 г. казалось, что кризисная волна спала. Началось восстановление многих наиболее дорогостоящих сегментов печатных СМИ, в том числе журнального. Устойчиво шло восстановление тиражей. Если посмотреть более детально на рост аудитории в сегментах, то становится очевидно, что динамика очень разнится. Всех опередили женские журналы — этот сегмент достиг 39 млн человек по числу аудитории; на втором месте оказались специализированные издания — их аудитория снизилась на 6% по отношению к прошлому году; телегиды стабильны в аудитории — 24 млн человек; сегмент travel сильно растет — за последний год рост его аудитории составил 19%. Из сегментов, которые имеют негативный тренд на протяжении последних четырех лет, могу отметить молодежные издания. Здесь драматического падения, конечно, нет, но тенденция перехода молодой аудитории в Интернет очевидна» — рассказал Микаберидзе.

Источник: АРПП

05.10.2011