С 10 по 16 октября в г. Магдия (Тунис) проходила XIX международная конференция АРПП «Рынок печатных СМИ России 2011: мультимедийность и новый контент». В ней приняли участие свыше 160 представителей ведущих издательских домов и распространительских фирм из Архангельска, Астрахани, Барнаула, Белгорода, Бийска, Волгограда, Воронежа, Дзержинска, Екатеринбурга, Иваново, Калининграда, Кемерово, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Новоуральска, Обнинска, Пятигорска, Санкт-Петербурга, Саратова, Сергиев Посада, Смоленска, Твери, Тюмени, Хабаровска, Ярославля, а также из Казахстана, Латвии, Молдовы и с Украины.
С успехом выполнена насыщенная программа конференции. Особое внимание участники форума уделили обсуждению вопросов модернизации рынка СМИ в условиях научно-технического развития общества и тесно связанных с этим процессом тенденций коммуникативных связей, активного проникновения Интернета во все сферы жизни и деятельности. На конференции высказывались различные точки зрения относительно путей дальнейшего развития печатных и электронных СМИ, тенденций, свойственных мировому рекламному рынку, концепции 360 градусов, перспектив так называемого цифрового киоска, книжного дела в России. Детально анализировались проблемы розничного распространения прессы, дистрибуции печатной продукции в магазинах самообслуживания, вопросы поддержки традиционных и электронных СМИ со стороны государства.
При высокой активности участников прошли заседания секций - по подписке, по теме «Реализация проекта «Электронный рынок печатных СМИ России», круглого стола, посвящённого вопросам законодательства РФ в области СМИ в свете структурных изменений в медиаотрасли.
Участникам конференции были предоставлены разнообразные варианты для общения и совершенствования профессионального мастерства. Весьма полезно прошла работа переговорных площадок в виде «открытых приёмных» по модели «Дистрипресс», в рамках которых состоялись двусторонние переговоры о сотрудничестве на предстоящий 2011 год. В ходе проведения деловых игр участники тренинга приобрели навыки поиска нестандартных решений, наработки идей для совершенствования бизнеса.
Одним из новшеств конференции стала открытая дискуссия между издателями и дистрибуторами, во время которой состоялось публичное обсуждение ситуации с реализацией прессы, книг и мультимедийной продукции в супермаркетах.
На конференции была продолжена традиция видеообращений к участникам и видеоинтервью авторитетных представителей медиасообщества. С большим интересом было встречено видеоинтервью главного редактора, генерального директора ЗАО «Комсомольская правда»
В.Н. Сунгоркина, который поделился соображениями относительно путей дальнейшего развития медиаотрасли, возможных вариантов трансформации издательского дела и системы распространения периодической печатной продукции. Сунгоркин изложил ряд парадоксальных мыслей, в том числе о неизбежности гибели большинства ежедневных газет, сокращения киосковых сетей прессы, упадка почтовой подписки на газеты и журналы и др. Он также заявил, что бумажная пресса будет существовать долго, несмотря на распротранение Интернета, так как бумажные СМИ доброжелательны к человеку в отличие от всех девайсов и гаджетов.
Свои размышления по поводу новых тенденций на рынке СМИ предложила в видеообращении председатель совета директоров Интернет-издательства «Вебов-Книгин»
Р.Я. Неяглова-Колосова. Сообщив, что в настоящее время она возглавляет новое Интернет-издательство, которое использует все современные возможности полиграфии, Р.Я. Неяглова-Колосова затронула и ситуацию на рынке печатной продукции. По её мнению, инфраструктура, которую ранее удалось создать в системе распространения – людские ресурсы, киоски, логистика, склады, программные продукты – не должна пропасть. Весь этот потенциал должен встроится, интегрироваться в новые реалии, стать базой, на которой будут распространяться новые продукты. Необходимость в издателях и распространителях сохранится.
Об оценках нынешней ситуации на рынке СМИ и возможных путях её трансформации рассказал в своём видеообращении к участникам конференции заместитель начальника управления ФАПМК
Г.Н. Кудий.
Руководитель школы эффективного текста
А.А. Мирошниченко начал своё видеообращение с сенсационного прогноза: «Последняя газета будет подписана в печать в 16.00. 28 декабря 2037 года». Этот вывод докладчик сделал на основе анализа того, как новое поколение относится к классической прессе. В подтверждение этого тезиса он привёл результаты исследования «Интер-Почты» среди студентов московских вузов, у которых вопрос о том, что такое подписка, ассоциируется с подпиской о невыезде. Таким образом, нынешняя молодёжь не имеет бытового навыка потребления прессы.
По итогам состоявшихся дискуссий, откровенного обмена мнениями, обсуждения предложений по модернизации медиаиндустрии участники конференции приняли Обращения к
Президенту РФ Д.А. Медведеву,
Председателю Правительства РФ В.В. Путину и
Председателю Государственной думы РФ Б.В. Грызлову, в которых обратили внимание на вопросы медиаотрасли, требующие поддержки со стороны государства.
Следующую юбилейную XX конференцию АРПП планируется провести на побережье Красного моря в апреле 2011 года.
По материалам АРПП.