Ваша корзина

Пока что Ваша корзина пуста
Всего товаров: 0
На сумму: 0

Авторизация

XXIII Московская международная книжная выставка-ярмарка : ЭБС для ВУЗа

С 1 по 6 сентября 2010 года в Москве на территории ВВЦ проходила XXIII Московская международная книжная выставка-ярмарка. Будучи самым крупным в России книжным форумом, ММКВЯ традиционно считается временем подведения итогов прошедшего года и обозначения тенденций развития на будущее.

Наряду с традиционными представителями отрасли (издателями, книготоргами и типографиями) в этом году как никогда широко были представлены участники рынка электронных изданий. И это не странно, так как электронное книгоиздание стремительно набирает обороты, а по некоторым позициям смело конкурирует с традиционным.

Третий год подряд в рамках ММКВЯ проходит выставка-конференция «КнигаБайт».
Одной из основных проблем, освещаемых в рамках выставки-конференции, стала проблема обеспечения вузовских библиотек электронно-библиотечными системами (ЭБС), отвечающими требованиям к организации учебного процесса, которые сформулированы в поручении Президента РФ от 31 октября 2009 г., в документах Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) и которые нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Минобрнауки России направило ректорам университетов, а также в федеральные органы исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, информацию о необходимости в течение 2010 года обеспечить выполнение всех установленных ФГОС ВПО требований, включая требование о предоставлении обучающимся доступа к ЭБС.

Данные требования, безусловно, несут в себе рациональное зерно и направлены на повышение качества образования, а также поддержку развития научной деятельности в вузах и повышению роли библиотек в ВПО.

Вместе с тем, невыполнение данных требований ведет к ряду неприятных последствий для вуза, в частности, касающихся его аккредитации.

В рамках конференций и круглых столов были предложены различные варианты решения проблемы обеспечения вузовских библиотек доступом к ЭБС. Так или иначе, все они свелись к трем основным:
  • Создание собственной ЭБС.
  • Оформление подписки на готовую ЭБС у сторонних организаций (агрегаторов).
  • Создание межвузовских электронных библиотек.
Попробуем более подробно рассмотреть каждый из предложенных вариантов.

Первый вариант (Создание собственной ЭБС) предполагает создание в вузе собственной ЭБС, отвечающей как требованиям государственных органов, так и собственным потребностям вуза, которая размещена на собственном сервере и которой вуз распоряжается по своему усмотрению. На первый взгляд, этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок, оцифрован весь учебно-методический материал, выставлен в сети, есть доступ.

Но это кажущееся преимущество, т.к. создание и поддержание собственной ЭБС влечет за собой серьезные проблемы и затраты, порой существенно превышающие, к примеру, затраты на подписку на внешние электронные ресурсы. Под затратами мы понимаем как финансовые вливания в технологический процесс, так и человеческие ресурсы. Например, при создании собственной ЭБС библиотеке вуза потребуется, как минимум, создать подразделение по работе с правообладателями, и, как следствие, обеспечить юридическую поддержку для составления договоров, а также разработать систему сопровождения документооборота. Так, по данным на начало 2010 г., в тех вузах, которые имеют собственные ЭБС, затраты на их создание в среднем равняются 3 млн руб. А стоимость одного ЭПД, созданного «собственными силами и размещенного на своем сервере, равняется 810 руб.
Собственные электронно-библиотечные ресурсы ВУЗов
Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько вопросов, с которыми придется столкнуться вузу:
  • Согласно требованиям ГК РФ, ч. 4, лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме;
  • Список научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен;
  • Сущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда определенная (например, служебные произведения);
  • Даже созданные и подписанные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла (бухгалтерская отчетность, взаиморасчеты с авторами и пр.).
Кроме этого, библиотеке придется решать вопросы, связанные с хранением контента ЭБС, системой доступа к нему, обеспечением защиты информации и коммуникаций.

При этом мы пока не затрагиваем вопрос о самом контенте, т.к. в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых в вузе дисциплин. А это означает, что указанная ЭБС не отвечает требованиям Минобрнауки РФ.

Второй вариант (Оформление подписки на готовую ЭБС у сторонних организаций) кажется наиболее оптимальным. В данный момент, на рынке, присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и на архивы периодических изданий в электронном виде. При этом все проблемы, связанные с легитимностью контента, а именно с оформлением прав на него согласно IV части ГК РФ, агрегаторы берут на себя.

Сегодня библиотеки вузов оказываются перед проблемой выбора предлагаемых ЭБС, т.к., на практике, оказывается, что не так просто найти предложение, при котором соотношение цена- качество наполнения ресурса было бы оптимальным.

Самым трудоемкими процессами, а соответственно и самым затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и технологические (системы сбора, хранения контента и системы организации доступа). Проводя эту работу, затраты, в конечном итоге, агрегатор перекладывает на вуз.

Вместе с тем, стоит отметить, что после прекращения срока действия договора с владельцем ЭБС библиотека вуза снова остается ни с чем: у большинства российских агрегаторов с прекращением подписки прекращается и доступ к документам. Подобная ситуация превращает вузовскую библиотеку в заложника ежегодной подписки на сторонние ресурсы.

Третий вариант (Создание межвузовских электронных библиотек) предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую ЭБС. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраты, связанные с разработкой технологии, технической базой и поддержанием системы, также разделяются между участниками.

Но, к сожалению, и это вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос работы с правообладателями, т.к. каждая из коллекций должна быть сформирована на основании прямых договоров с последними (См. модель создания собственной ЭБС). Также не исключена проблема субъективной оценки «качества» коллекций, переданных в корпоративную библиотеку, и вопрос паритетности участия вузов в данном проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой – допустим, 5000 служебных документов. Кроме того, данный вид сотрудничества подразумевает и финансовые отношения между участниками (систему взаиморасчетов и/или организационные взносы), что может служить камнем преткновения для создания партнерских отношений между участниками.

Вывод, таким образом, неутешителен. Выходит, что ни одна из моделей в отдельности не является оптимальной.

Однако все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ.
Первая модель позволяет вузу легализовать собственный фонд произведений в электронном виде и использовать его в рамках основной ЭБС.

Вторая модель дает возможность приобрести полностью или дополнить уже имеющуюся ЭБС вуза коллекцией с материалами, которых нет в основном фонде, но которые, по тем или иным причинам, могут быть востребованы вузом.

Неоспоримым же преимуществом третьей модели является возможность межвузовского обмена контентом, основным предметом которого является учебная и учебно-методическая литература, а также методические пособия, разработанные сотрудниками (профессорско-преподавательским составом) вузов.

До недавнего времени ни один из разработчиков ЭБС не мог удовлетворить потребности рынка предложением, способным объединить в себе положительные стороны трех моделей.

Для решения данной задачи в 2008 году был организован консорциум «Контекстум», учредителями которого являются Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», Агентство «Книга-Сервис» и Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ). В рамках консорциума была разработана и внедрена информационная система (ИС) «Контекстум». Эксплуатация системы начата в мае 2010 года.

Речь идет о многофункциональной автоматизированной технологии сбора, хранения, представления доступа и защиты электронных версий печатных изданий, аудио-, видео-, мультимедийных и других произведений в области науки, образования и культуры на основе лицензионных договоров с правообладателями.

Цель, которую ставили перед собой разработчики, – предоставление вузам технологии, предназначенной для создания электронно-библиотечной системы, удовлетворяющей требованиям ФГОС ВПО и ГК РФ.

При этом данная система должна сочетать в себе все положительные свойства трех описанных ранее моделей создания ЭБС и свести к минимуму возникающие при этом, негативные факторы.

Так что же представляет собой предлагаемая технология, чем отличается она от уже существующих и какие преимущества таит в себе?

Технологическое решение доступа к системе организовано через Web-интерфейс. Это означает, что каждый участник системы получает к ней доступ из любого места, где есть Интернет. А значит, одно из требований Минобрнауки к ЭБС соблюдено.

Новая технология позволяет создавать прямые письменные лицензионные договоры с авторами и на их основании формировать легитимную ЭБС вуза, включая загрузку в нее самих электронных документов.

Весь информационный массив находится на удаленных серверах, что исключает затраты вуза на техническую поддержку, связанную с хранением контента, обеспечением доступа и защиты контента и коммуникаций.

Как реализована в системе возможность комбинирования трех моделей создания ЭБС?

Став партнером ИС «Контекстум», библиотека вуза получает возможность создать собственную ЭБС и сможет разместить в ней произведения, права на которые принадлежат вузу (созданные в рамках служебного задания), а также произведения, правообладателями которых являются сотрудники вуза (профессорско-преподавательский состав) и произведения «внешних» авторов, если на них имеются соответствующие лицензионные договоры.

Система поддерживает возможность создавать договоры на разные виды изданий – книжные, мультимедийные, периодические и т.д. Договор может быть как с физическим, так и с юридическим лицом, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Условия, на которых заключаются лицензионные договоры, выбирает сам правообладатель.

В итоге образуется массив данных, состоящих из ЭБС разных вузов. А это подразумевает как тематическую широту охвата, так и возможность обмена этими материалами. То есть, каждый участник имеет бесплатный доступ к своей ЭБС и, при желании, может подписаться на ЭБС других вузов. Удобство состоит в том, что вузовская библиотека получает доступ к собственной ЭБС и к той, на которую подписалась, на одном ресурсе.

Кроме вузов в проекте участвуют и крупные правообладатели (издательства и редакции периодических СМИ), агрегаторы контента (традиционные и электронные библиотеки) а также отдельные авторы.

На базе всех поступающих в систему ЭПД создаются тематические коллекции, поиск в которых можно осуществлять по различным параметрам: тематика, рубрикаторы, издательства, авторы, год создания произведения.

Значительная часть контента, входящего в информационный массив ИС «Контекстум», находится в свободном (бесплатном) доступе и предоставляется библиотекам вузов в качестве дополнительного сервиса.

Таким образом, ИС «Контекстум» позволяет решить проблему обеспечения вузовских библиотек электронно-библиотечными системами, используя различные модели создания ЭБС, как в отдельности, так и в различных комбинациях.

Какие дополнительные преимущества получает вуз, работая в ИС «Контекстум»?
  1. Для вузов участие в проекте бесплатно.
  2. Поступление всех ЭПД в систему происходит только на основании прямых лицензионных договоров с правообладателями.
  3. Все формы договоров, предоставляемых правообладателям, соответствуют требованиям законодательства РФ в области охраны авторских и смежных прав.
  4. Легитимный контент может быть использован как чисто в образовательных, так и в коммерческих целях.
  5. Система оснащена собственной системой биллинга, т.е. обеспечивает все финансовые расчеты с правообладателями и взаиморасчеты между участниками проекта.

На следующем рисунке графически отображена схема взаимодействия внутренних структур вуза с информационной системой «Контекстум» при создании ЭБС. Синими стрелками показаны договорные отношения правообладателей всех уровней, а красными - финансовые отношения (взаиморасчеты).
Организационно-правовая схема создания ЭБС ВУЗа на базе "Контекстум"

Нельзя не отметить соответствие ИС «Контекстум» требованиям, которые перечислены в документах Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и которые нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). (См.: Поручение Президента РФ № 2920 от 31 октября 2009 г., Приказ Минобрнауки РФ № 133 от 23 апреля 2008 г., Приказ Рособрнадзора № 885 от 30 сентября 2005 г., Приказ Минобрнауки РФ № 1623 от 11 апреля 2001 года, пункт 7.18 Приказа Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие ФГОС ФПО.)

Итак, электронно-библиотечная система, созданная с использованием технологии ИС «Контекстум», позволяет:
  1. Обеспечить возможность доступа каждого обучающегося к ЭБС.
  2. Создавать ЭБС только на основании прямых лицензионных договоров с правообладателями.
  3. Обеспечить доступ к ЭБС из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
  4. Обеспечить ЭБС электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние годы.
  5. Обеспечить возможность одновременного индивидуального доступа ко всей системе и к каждому документу не менее чем для 25% обучающихся.
Одновременно ИС «Контекстум» отвечает и дополнительным требованиям к ЭБС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 588), а именно:
  1. Регистрация электронного СМИ.
  2. Регистрация программного обеспечения, используемого для создания ЭБС.
  3. Регистрации используемой базы данных материалов ЭБС.
Таким образом, с полной уверенностью можно говорить о том, что информационная технология ИС «Контекстум» позволяет перевести результаты интеллектуальной научной деятельности на легитимные основания, а следовательно, позволяет законно использовать эти результаты в соответствии с требованиями Российского законодательства, образовательными стандартами и просветительскими потребностями и задачами современного общества.

01.11.2010