Top.Mail.Ru

Ваша корзина

Пока что Ваша корзина пуста
Всего товаров: 0
На сумму: 0

Авторизация

Новый законопроект может сделать газеты и журналы недоступными для граждан

Монополия по-российски

Универсальные почтовые услуги, как известно, являются лицензионным видом деятельности. И в случае принятия таких поправок все участники подписного рынка наравне с «Почтой России» встанут перед необходимостью лицензирования. Для получения лицензии каждому из них придётся доказывать свою инфра­структурную и технологическую способность в организации подписки и доставки периодики по всей территории страны. А такими мощностями сегодня обладает исключительно «Почта России». Так что эта организация автоматически станет монополистом на рынке подписки, чего не было даже в советские времена.

Кстати, действующие Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утверждённые Правительством, тоже трактуют институт подписки гораздо шире, чем его понимают предлагающие поправку участники рынка. Ряд основных технологических операций по подписке, связанных с выпуском каталогов, обработкой заказов и так далее, выполняют другие участники подписного рынка: подписные агентства, альтернативные распространители, издатели, которых почтовый оператор не может и не должен замещать. Ныне действующая в России карточная система подписки во многом схожа с советской - подписку собирает почта, её обработкой и логистикой занимается более десятка подписных агентств, а доставка подписных тиражей населению преимущественно ложится на поч­ту. Кроме того, на подписном рынке присутствует большое количество альтернативных подписных агентств, работающих исключительно в крупных населённых пунктах и в основном с наиболее платёжеспособными клиентами - юридическими лицами. Имеется также адресная редакционная подписка, которая собирается силами издательств, а её доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями, либо по собственным каналам распространения силами редакций.

Какие последствия несёт универсализация услуг? Во-первых, обработку подписки и её логистику как минимум на федеральном уровне почта сразу осуществлять не сможет. На перестройку системы уйдёт несколько лет, за которые подписка способна рухнуть безвозвратно. Во-вторых, исходя из действующих тарифов на универсальные поч­товые услуги, нетрудно подсчитать, что только пересылка одной газеты по тарифу простого письма обойдётся редакции любой ежедневной газеты в 676 рублей в год, причём без расходов по экспедированию и целого ряда прочих. Главный вопрос: будут ли по карману такие расходы большинству российских подписчиков?

Можно предположить, что инициаторы пополнения перечня универсальных почтовых услуг доставкой подписных тиражей не задумывались об экономической стороне вопроса. Возможно, что таким образом реформаторы захотели избавить подписчиков от хронически запредельных сроков доставки подписных изданий. Однако есть все основания полагать, что новшество не ускорит доставку газет и журналов получателям.

Сколько действительно стоит подписка

Начиная с 2008 года благодаря совместным усилиям издательского сообщества «Почта России» ежегодно получает субсидии на доставку периодических печатных изданий по подписке. На эти цели ещё в 2008 году государство направило 1,6 миллиарда рублей бюджетных средств, в 2009-м - 2,988 миллиарда, в 2010-м - 3,0 миллиарда, в 2011-м - 3,044 миллиарда и, наконец, в 2012-м - 3,2 миллиарда рублей. Благодаря этой поддержке начиная со второго полугодия 2008 года в Российской Федерации цены «Почты России» на доставку подписных периодических печатных изданий населению остаются неизменными, что во многом стабилизировало рынок подписки. При этом тарифы на магистральную перевозку печатной продукции по карточной системе подписки, которые не дотируются государством, только за период 2007-2011 годов выросли на 73 процента за доставку наземным транспортом и на 26 процентов - за авиадоставку. Тарифы на доставку по адресной системе подписки за последние годы увеличились на 12 процентов.

В 2008 году выделяемые государством средства полностью покрывали операционные убытки почты по подписке. Однако с течением времени размер субсидии практически не увеличивался, тогда как расходная часть, естественно, росла. И на сегодняшний день только половина убытков поч­ты гасится субсидиями из бюджета (см. диаграмму).

Единое информационное пространство

Подписка на периодические печатные издания много лет является едва ли не главным каналом распространения информации во многих странах мира. Россия с учётом её необъятных территорий - исторически страна почтовой подписки, именно поэтому данный институт заслуживает пристального внимания «Почты России», распространителей и издателей, государства. Необходимо предпринимать все возможные меры для сохранения и поддержания этого, не побоимся сказать, главного института страны, который формирует единое информационное пространство.

Любое непродуманное решение в регулировании деятельности почтового оператора в итоге способно обрушить подписные тиражи.

Текст:
Дмитрий Мартынов, президент АРПП, Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: Парламентская газета

18.02.2013