25 ноября состоялось очередное заседание Комитета АРПП по проблемам подписки на газеты и журналы. В заседании приняли участие представители ФГУП «Почта России», всех крупных подписных агентств и ряда издательских домов («Аргументы и факты», «Экономическая газеты», «Бизнеском», «Коммерсантъ-Пресс», «Планета Здоровья», «За рулем», «Бурда»), редакции журнала «Автомобильный транспорт».
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. О ходе подписки на I п/г 2010 г и организации подписной кампании на II п/г 2010 г.
2. Обсуждение проекта концепции развития подписки на СМИ до 2020 г.
3. Разное
По первому вопросу выступила руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» О.В. Князева. Она сообщила, что Почта России подвела итоги Всероссийской декады подписки на I полугодие 2010 года, проходившей по 15 по 25 октября 2009 года во всех регионах страны. За 10 дней проведения Декады удалось достичь объема подписных тиражей, равнозначного объему, собранному за предыдущие три месяца текущей подписной кампании. По сравнению с результатами аналогичного мероприятия 2008 года разовый подписной тираж увеличился на 26% и составил 1,1 млн. экз. Лидерами по увеличению подписных тиражей стали Новгородская область, Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия) и Архангельская область.
По мнению О.В. Князевой, добиться такого результата удалось благодаря совместным усилиям ФГУП «Почта России», ведущих центральных и региональных издательств. Клиенты Почты России могли подписаться на любимые издания на льготных условиях, самым активным подписчикам были вручены призы и сувениры.
По оперативным данным на 20 ноября 2009 года в целом зафиксирован рост разовых подписных тиражей на 6% относительно аналогичного периода предыдущего года.
Что касается организации подписки на II полугодие 2010 года, заметила О.В. Князева, то она будет осуществляться традиционно, без каких-либо серьезных изменений и в ранее установленные сроки.
При организации подписной кампании на второе полугодие 2010 года ФГУП «Почта России» готово учесть пожелания региональных издательств. В том числе:
1. В целях повышения привлекательности досрочной подписки рассмотреть возможность предоставления скидок от каталожных цен, установленных на первое полугодие 2010 года. Открыть досрочную подписку на второе полугодие 2010 года во всех регионах РФ с 1 марта 2010 года.
2. В том случае, если все издатели одного региона выступят с соответствующим предложением, рассмотреть возможность проведения Декады подписки для федеральных и региональных (краевых, республиканских, областных, районных, городских) изданий в разные временные периоды.
Участвовавшие в заседании представители подписных агентств и издательств не поддержали эти инициативы и мотивировали необходимость оставить прежними сроки проведения досрочной подписки, а Декады подписки для федеральных и региональных издательств проводить вместе в одни сроки. Кроме того в адрес ФГУП «Почта России» были высказаны предложения:
1. Рассмотреть возможность организации переадресовок подписки на газеты и журналы из г. Москвы в Московскую область.
2. Установить тарифы на оказание услуг по сортировке и магистральной доставке периодических печатных изданий, действующие с 01.07.2010, не позднее 31.12.2009.
По второму вопросу повестки дня выступил заместитель генерального директора ООО «Межрегиональное Агентство Подписки» А.Н. Петренко. Он прокомментировал представленный на XVII семинаре АРПП в Израиле проект «Концепции развития подписки на СМИ до 2020 года». Этот документ был разработан группой экспертов Ассоциации.
Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрин высказал мнение, что проект имеет слишком обобщенный вид и сориентирован, в основном, на просьбы к государственным органам. Вместе с тем у участников рынка прессы имеются большие внутренние резервы, которые необходимо использовать. Помимо этого, по словам И.А. Шадрина, в проекте не нашли должного отражения задачи, относящиеся к работе с издателями и улучшению их взаимодействия с распространителями.
О роли издателей в развитии подписки говорили многие участники заседания. Они отмечали, что длительные задержки с выходом изданий, их сдваивание без увеличения объема, аннулирование, а порой полное прекращение выхода издания, «бесследное» исчезновение издателя негативно отражаются на проведении подписных кампаний и перспективах функционирования института подписки.
Генеральный директор издательства «Планета Здоровья» Клоков С.И. высказал предложение обратиться в Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций включить «Концепцию развития подписки» в Национальную программу поддержки чтения.
На заседании также отмечалось, что бюджетные ассигнования на подписку безусловно играют положительную роль, однако не решают проблемы, т.к. не покрывают полностью убытки Почты России по подписке и, главное, не позволяют, как это делается в других странах, значительно снизить стоимость подписки для населения.
По итогам обсуждения принято решение предложить экспертам АРПП доработать проект Концепции с учетом изложенных замечаний.
На заседании был поднят также вопрос о стоимости услуг по подписке, оказываемых издателям агентствами. Рассмотрение этой темы было инициировано обсуждением проблем подписки на круглом столе руководителей ФГУП «Почта России» и региональных газет РФ, где некоторые руководители издательских домов обвиняли почтовиков и подписные агентства в необоснованном завышении цен на подписные издания. В частности, по их утверждениям, и почтовое ведомство и подписные агентства набавляют каждое по 30% к цене издателя, чем отталкивают потенциальных подписчиков. Участники совещания от подписных агентств («Роспечать»,
АПР, МАП,
АРЗИ,
Агентство подписки "Книга-Сервис",
Экономическая газета и др.) полностью опровергли эти претензии. Они заявили, что услуга подписных агентств по сбору и обработке заказов составляет долю от каталожной цены изданий в среднем не больше 5%. Так, по итогам 2008 года в Агентстве «Роспечать» соотношение стоимости агентских услуг по сбору и обработки всех распространяемых по подписке изданий к их каталожной цене составило 2,08%, а включение в каталог 3,65%. Аналогичное положение по агентским затратам существует и в других подписных агентствах. Если анализировать эти показатели к конечной подписной цене, включающей услуги почты по доставке, то их значение еще более снизится. Участники совещания подчеркнули необходимость продолжения разъяснительной работы с издателями по вопросу ценовой политики агентств.
Вел заседание председатель Комитета Кокорев В.И.