Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ФГУП «Почта России» провели анализ предварительных результатов подписной кампании на второе полугодие 2014 года.
Впервые за последние пять лет кампания прошла без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны «Почты России». Ранее объем дотаций составлял по 3 млрд рублей в год. Из-за отмены совокупной дотации в объеме 6 млрд рублей подписные тиражи по сравнению со вторым полугодием 2013 года сократились на 20%, против 40%, сделанных ранее экспертным сообществом.
Необходимо отметить, что падение подписных тиражей происходило и в условиях сохранения государством дотаций на подписку. В частности, в прошлом году объем подписки на второе полугодие 2013 года уменьшился на 6,5%. При этом в Самарской области упал на 12%, Омской области — на 15%, Москве — на 19%, Нижегородской области — на 7,5%.
Быстрее всего подписные тиражи в прошлые годы падали в городах с высоким проникновением интернета, позже эта тенденция распространилась на другие регионы страны вне зависимости от роста стоимости подписки. За 2013 год количество пользователей интернета в РФ увеличилось на пять миллионов человек, при этом за этот же период на пять миллионов сократилось количество выписываемых через «Почту России» экземпляров газет и журналов.
В крупных городах «Почта России» уже давно утратила монопольное положение как главного «доставщика» печатных СМИ: доля «Почты России» составляла на конец прошлого года 17%, а в целом по стране чуть более 50%. После повышения тарифов «Почты России» на доставку в 2014 году альтернативная подписка и альтернативные способы ее доставки распространились не только на городские газеты, но и на ряд районных изданий. Это привело к дальнейшему уменьшению доли «Почты».
Следует отметить, что в целом ряде случаев отказ от подписки через «Почту России» может означать ее сохранение через альтернативных поставщиков.
Итоги подписной кампании на второе полугодие 2014 года также свидетельствуют о том, что ситуация с подпиской очень сильно разнится как в зависимости от регионов, так и от конкретных изданий. В частности, в четырех российских регионах объем подписных тиражей не уменьшился, а даже увеличился: в Чеченской Республике рост составил 4,1%, в Курской области — 0,3%, в Республике Ингушетия остался на прежнем уровне, а в Псковской области упал на 0,4%.
Менее чем на 10% упали тиражи в Республике Алтай (на 3,5%), Брянской области (на 7,6%), Республике Дагестан (на 7,3%), Калининградской области (на 9,9%), Карачаево-Черкесской Республике (на 7,4%), Курганской (на 3,5%), Липецкой (на 2,3%), Магаданской (на 9,4%) и Тверской областях (на 6,3%).
Таким образом, в числе таких регионов оказались области с разным уровнем экономического развития и из самых разных частей Российской Федерации: от Прибалтики, до Кавказа и Дальнего Востока.
В пределах 14% упали подписные тиражи в Москве. Это на 5% меньше, чем по итогам 2013 года, когда при сохранении субсидий падение составило 19%.
Более чем на 30% подписные тиражи сократились в 13 российских регионах: Республике Адыгее (на 35,6%) и Хакасии (на 37,8%), Астраханской (на 34,3%), Владимирской (на 41%), Ивановской (на 34,4%), Нижегородской (на 34,4%), Новосибирской (на 32,6%), Томской (на 39%) и Челябинской областях (на 34,9%), Красноярском крае (на 30,3%), а также Республике Калмыкии (на 30,3%), Северная Осетия – Алания (на 38,1%) и Татарстане (на 37%).
Единственный регион, где падение превысило 40% — это Владимирская область (41%).
Важно, что среди областей с критическим сокращением подписных тиражей нет ни одного региона, относящегося к Дальнему Востоку и Крайнему Северу, что связано с обязательством Минкомсвязи России и «Почты России» создать специальные условия на подписку для жителей этих регионов.
Таким образом, предварительный анализ итогов подписной кампании на второе полугодие 2014 года позволяет говорить о том, что меньше всего подписные тиражи упали там, где местные власти в тесном сотрудничестве с «Почтой России» и руководством СМИ уделяли достаточное внимание данному вопросу.
Также необходимо отметить, что даже в регионах с серьезным сокращением подписных тиражей есть издания, которые не только сохранили свою аудиторию, но и увеличили ее.
В Ярославской области, где падение тиражей составило 10,4%, увеличились подписные тиражи у «Комсомольской правды» — на 6%, «АиФ» — на 5% и федерального издания «Моя прекрасная дача» — на 50%. В Кировской области, где падение тиражей составило 15,3%, на 7% увеличились подписные тиражи у «Российской газеты. Неделя». В Омской области, где падение тиражей составило 19,3%, подписные тиражи у «Комсомольской правды» («толстушка») возросли на 10%.
Наибольший рост показали не федеральные, а местные издания, которые более всего востребованы читательской аудиторией на местах. Так, в Ярославской области, где падение тиражей составило 10,4%, подписные тиражи газеты «Переславская жизнь» увеличились на 20%, газеты «Ростовские вести» — на 12%. В Кировской области подписной тираж «Вятской особой газеты» вырос на 47%. Из этого можно сделать вывод, что увеличение стоимости подписных тиражей не затрагивает подписку на востребованные населением издания.
Вместе с тем во исполнение поручения Президента, данного после первого Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», который прошел 24 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге, работа по поддержке региональным изданиям будет продолжена. По результатам текущего года свыше половины субсидий Роспечати на социально значимые проекты придется на региональные СМИ.
При Минкомсвязи России по рекомендации представителей ОНФ будет создана специальная экспертная группа из представителей наиболее успешных и популярных региональных СМИ. Знания и опыт издателей и редакторов могут оказаться полезными для остальной индустрии.
Также в середине ноября 2014 года по инициативе ряда региональных властей в Екатеринбурге пройдет общероссийское совещание по вопросам повышения эффективности работы и конкурентоспособности региональных и районных средств массовой информации. На совещании планируется рассмотреть способы снижения затрат, в том числе и путем создания региональных медиахолдингов, ситуацию на региональных рекламных рынках, пути и способы привлечения и удержания аудитории. Главной задачей совещания станет масштабирование имеющегося позитивного опыта на другие издания и регионы.
Источник: Минкомсвязь России
09.07.2014