Второго марта Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) при поддержке Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ организовала и провела круглый стол с тематическим названием «Институт подписки сегодня и завтра».
Заседание открыл председатель правления ассоциации Александр Оськин, обозначивший настроение мероприятия «форматом мозгового штурма», который, по мнению Оськина просто необходим при сложившейся на сегодняшний день с институтом подписки ситуации.
Спикер выразил свою уверенность в том, что у данного института несомненно есть будущее и задача собравшихся если и не найти пути решения проблем, то хотя бы высказать свое видение в их отношении, озвучить предложения, способствующие выводу подписки в нашей стране из «замороженного состояния».
Продолжил тему Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он согласился с Оськиным – да, институт подписки «заморожен», однако заметил, что в целом годовое падение подписных тиражей сегодня в России по официальным данным составляет не более 2-3%. По мнению Кудия именно иллюзия стабильности сегодня мешает издателям модернизировать ситуацию. «Все мы понимаем, что почтовые ресурсы на данном этапе крайне изношены и сейчас “Почта России” переживает масштабную реорганизацию. Количество почтовых отделений сокращается. Так в Иркутске из трех отделений связи осталось одно, а в Москве из восьми – шесть», – отметил Геннадий Николаевич. По его мнению, задача медиасообщества сегодня заключается в том, чтобы всячески способствовать «Почте России» в более адекватной работе.
«В первую очередь российскому рынку необходимо учесть мировой опыт организации подписки и применить его в интересах укрепления информационной безопасности страны», – считает медиааналитик, эксперт рынка Татьяна Власенко, озвучившая широкомасштабный доклад о позитивном опыте института подписки в зарубежных странах. Как основную тенденцию Власенко обозначила неизбежную необходимость господдержки в отношении института подписки.
От обсуждения зарубежного опыта собравшиеся плавно перешли к российским реалиям. И продолжила заданную тему исполнительный директор «АРС-ПРЕСС» София Дубинская, которая от лица организации, непосредственно работающей с регионами, заметила: «Очевидна полная разрозненность действий всех участников процесса подписки. Каждый стремится пережить проблемы в одиночку. Многие региональные издания, потерпев неудачу в сотрудничестве с почтой, уходят к альтернативным агентствам. Если бы мы смогли объединить усилия всех участников медиарынка, хоть в каком-то одном сегменте, вот тогда бы была польза!».
Сергей Цыганов, исполнительный директор издательского холдинга «Собеседник» и член правления Гильдии издателей периодической печати, заявил в своем выступлении, что первым шагом в совместной работе должна стать честность друг перед другом среди участников рынка. По словам спикера на различных встречах приводится масса весомых аргументов и фактов по теме развития института подписки, однако как говорится, «воз и ныне там». «Мы должны честно сказать друг другу, что творится сегодня на рынке. А творится то, что рынка подписки, к сожалению, просто не существует. Нет развития, нет конкуренции среди издателей за подписные тиражи, нет альтернативной подписки на местах… Россия была, есть и долго еще будет страной почтовой подписки. И конечно же почта нуждается в госдотациях. Не случайно все альтернативные агентства активно ведут бизнес именно в городах-миллионниках, обслуживая, в основном, юридических лиц», – констатировал Цыганов.
Цыганов убежден, что для решения проблем в сегменте подписки нужно серьезное правительственное решение. В его отсутствии через два года подписка может вообще «обвалиться».
Цыганова собравшиеся поддержали. Но – не по всем позициям. Так, Ольга Верхняцкая, генеральный директор ООО «МК-Агентство» заявила, что именно благодаря слаженной работе крупных издателей в отношении института подписки был предотвращен рост тарифов на почтовую доставку. И вот уже шесть подписных компаний ситуация не изменяется.
А Константин Астафьев, генеральный директор подписного агентства «Урал-Пресс», не согласился с Цыгановым по вопросу необходимости государственной помощи ФГУП «Почта России». Астафьев в своем выступлении настаивал на необходимости жесткого контроля расхода дотаций почте. По его данным на сегодняшний день доля почты на рынке подписки составляет уже 60%, в то время как еще два года назад этот показатель равнялся 80%. Ольга Верхняцкая парировала представителю сегмента альтернативных подписных агентств – по ее словам «альтернатива» в структуре подписки занимает не более 10%, и те приходятся в основном на b2b издания. А в защиту альтернативного сегмента выступил представитель издательства «Юнайтед-Пресс» Александр Марочкин. «Я убежден, что категорически неправильно субсидировать “Почту России” и никак не поддерживать альтернативные агентства. Например, мы уже года три теряем почтовых подписчиков из-за низкого, отвратительного качества доставки. Наш журнал для топ-менеджеров. Казалось бы - доставляется он не в почтовые ящики, а по предприятиям. И, тем не менее, проблем масса, и разобраться куда делось наше издание практически невозможно. А таких как мы b2b-издателей много, и все они согласятся со мной – если поддержка оказывается, то оказываться она должна и альтернативным подписным агентствам», – заключил Марочкин.
В свою очередь, бесконечно часто упоминаемое на мероприятии, ФГУП «Почта России» на заседании представляла Ольга Князева, руководитель Департамента подписки. Она отметила неоспоримость факта того, что собственных сил и средств почты не хватает на проведение принципиальных изменений в структуре доставки почтовой корреспонденции, на которую жалуются издатели. И озвучила весь перечень работ, проводимых в стенах ФГУП на благо этой цели.
Виктор Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство "Роспечать"», рассказал о том, какое влияние на ситуацию оказывают издатели, и какие обязательства пред подписчиками часто ими не выполняются в результате невыходов или сдваивания номеров.
Позитивом разбавил накалившуюся атмосферу зала Александр Петренко, коммерческий директор ООО «Межрегиональное агентство подписки», который отметил, что несмотря не на что у рынка есть главное – читающая и подписывающаяся аудитория. И эта аудитория готова потреблять контент. Поэтому, прежде всего, участникам рынка стоит задуматься о качестве выпускаемых изданий. «Подписка – это культурный и политический процесс. Она должна поддерживаться государством и общественными организациями», – согласился с некоторыми присутствующими Петренко. А потому выразил абсолютное согласие с Сергеем Цыгановым в отношении необходимости серьезного правительственного решения в ситуации с институтом подписки.
Собравшиеся обсудили массу наболевших вопросов. На поверхность поднялись новые факты. Так, например, вспомнив о крахе подписного агентства «АРСМИ», Ольга Князева рассказала, что в свете этих неожиданных событий все издатели, имеющие партнерские отношения с агентством, обзванивались почтой с целью сбора информации и оперативного выбора другого агентства. По словам Князевой четверть издателей решили просто отказаться от подписчиков…
По итогам работы круглого стола были приняты рекомендации по развитию института подписки в России. «Необходимы безотлагательные меры в отношении развития института подписки», – резюмировал в завершении заседания Александр Оськин. – «Все слухи о скорой гибели СМИ преувеличены. Газеты и журналы будут долго жить, хотя и будут менять свои форматы. И наша, задача как общественно структуры, принять все возможные меры для сохранения и развития института подписки с целью защиты и интересов конечного потребителя - читателя».
В рамках мероприятия так же состоялась церемония награждения дипломами и медалями АРПП руководителей федеральных и региональных изданий, показавших рекордные результаты в росте подписки на 2011 год.
По материалам PlanetaSMI.ru
04.03.2011